Расскажи миру о нас:

РАССЫЛКА
Подписаться на рассылку
НОВОСТИ
Журнал " Деловой Контакт / Business Connection"

КОНТЕКСТ-МЕНЕДЖМЕНТ и ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Мода или требование времени?

Почему в последнее время все популярнее становится такое понятие, как «контекст-менеджмент»? Для чего нужен корпоративный контекст и как его сформировать? Компетентностный подход и контекстное обучение – что это такое?

Источник: журнал " Деловой Контакт / Business Connection"


По отношению к корпоративному обучению сегодня руководителей можно разделить на четыре типа:
1) те, кто его регулярно проводят, сами любят и ценят, иногда участвуют, при этом часто уповая на необходимость повышения его эффективности;
2) те, кто разочаровались, так как это оказалось не самым выгодным вложением средств, особенно в русском варианте «бизнес-менталитета»: если вложения не принесли сразу увеличения оборотов, объёмов продаж, снижения издержек и т.п. в 2 раза и больше, - это неэффективно;
3) те, кто не считают нужным никого обучать и развивать, и руководят по типу: «я им сказал, как надо работать, пусть выполняют»;
4) те, кто никогда и ничего не слышали и не хотят слышать ни о каком корпоративном обучении.

То, о чем пойдет речь далее предназначено для руководителей первых двух типов, так как речь пойдёт о непривычных подходах в привычном уже корпоративном обучении.Всех остальных рынок либо вытеснит, либо заставит пересмотреть свои взгляды через некоторое время. И это не фантазии отдельных консультантов, это требование времени – в информационный век, когда технологии сменяют друг друга быстрее, чем студенты успевают прослушать курс лекций по данному предмету, знания устаревают раньше, чем попадают в учебники, умение постоянно учиться и развиваться, держать свой ум, своё восприятие открытым и гибким, инициатива, ответственность, скорость принятия решений становятся ключевыми для конкурентоспособности на рынке.

Если ещё совсем недавно достаточно было провести, к примеру, несколько тренингов продаж для продавцов, и компания уходила далеко вперёд, сейчас этого уже недостаточно, так как примерно одинаковые тренинги продаж есть у большинства компаний. Сегодня ключевыми становятся личностные компетенции, бытийного, а не навыкового свойства. Это не отменяет ни в коем случае навыков и умений деятельности, им необходимо по-прежнему обучать персонал, однако, под них лишь необходимо подвести фундамент из личностных качеств, которые, в свою очередь, опираются на контекст – набор ценностных ориентиров. Это ключевое отличие от стандартного, привычного подхода в бизнес-обучении, так как оно требует отказа от, казалось бы, «незыблемого правила» бизнес-тренингов и корпоративного образования: ничего личного ни в коем случае не трогать!

Подход – «тренируем и обучаем только навыкам» – просуществовал достаточно долго по нескольким причинам: во-первых, этого было вполне достаточно; во-вторых, большинство бизнес-тренеров и ведущих корпоративных программ сами недостаточно подготовлены, чтобы проводить программы контекстного обучения; в-третьих, от руководителей не требовалось постоянно развиваться и обучаться самим; в-четвёртых, не было опасности ухода специалистов из-за возросшей компетентности, так как её рост был незначительным.

За последнее время серия кризисов, массовые увольнения персонала, несоответствие между квалификацией и занимаемой должностью многих сотрудников, на позиции менеджера сейчас часто можно увидеть бывших руководителей, хотя работать они, как правило, не умеют, умеют только «руководить»; а бывшие хорошие менеджеры на должностях руководителей, с ситуацией наоборот – умеют работать, не умеют руководить. Завышенные амбиции выпускников ВУЗов, их социальная некомпетентность, неумение быстро адаптироваться в коллективе, и прочие острые вопросы в современной экономической ситуации требуют выработки нового целостного подхода, который позволял бы человеку быстро и эффективно адаптироваться в современных условиях, причём в разных областях жизни: работа, учёба, семья, личная жизнь, здоровье, развитие, общественная деятельность и т.п.

Такой подход реализуется в рамках контекстного обучения и применительно к управлению – это «контекст-менеджмент». В успешных компаниях, как с многолетним опытом, так и молодых, все чаще звучит это понятие. Что это значит? Контекст — это определенный тип мышления, который реализуется через взгляды, принципы, мотивацию, подходы. Чаще всего контекст соотносят с миссией, принципами, ценностям. В любой компании всегда есть доминирующий контекст, и его формируют и укрепляют конкретные люди. И бывает так, что корпоративные миссия, ценности определены, зафиксированы на сайте, информационных досках, но эти ценности не живут в сознании сотрудников! А если не живут, то и не проявляются, не работают, и тогда можно считать, что их нет. В компаниях, где контекст и повседневная деятельность совпадают, это сразу чувствуется: живут ли и действуют люди сами так, как заявляют, от помощника менеджера до генерального директора, или только призывают к этому сотрудников.

Возьмем как пример отношение к обучению и развитию. Какое отношение встречается в большей массе? Как правило, руководители и отдел персонала встречают огромное сопротивление от сотрудников, попавших в список участников очередного тренинга или курса. Знакомая ситуация? Что и как чаще всего происходит, кто и как «сглаживает» это сопротивление?

Рассмотрим некоторые варианты:
• Угрозы, вроде такой: «Кто не пойдет на тренинг, может прямо сейчас писать заявление».
• Уговаривание: «Ну, пожалуйста, ведь мы платим за это деньги».
• Компромисс: «Сходите на обучение, мы сделаем вам дополнительный выходной».

В данном примере, кстати, прослеживается, и контекст руководителей: «Заставим-затянем любой ценой..», и контекст обучающихся: «Мне и так неплохо, зачем напрягаться?..». Ну, или какой-то другой похожий способ…

Когда же приходит время обучения, зачастую силы и время уходят на «амортизацию» колоссального сопротивления. Обучаемые больше озабочены тем, чтобы отстоять свою точку зрения, а не принять и натренировать новые подходы, навыки и технологии. И как результат – малоэффективное вложение средств в обучение персонала. Сотрудники продолжают делать все по старинке, и лишь единицы применяют новые подходы и приемы. Грустно? Тем, кто умеет считать деньги, безусловно, да!

Возможно по-другому? Возможно! Вот несколько конкретных рекомендаций:
1. Иметь план корпоративного обучения на основе ключевых обязательных компетенций, профессиональных и личностных, по отделам и по сотрудникам индивидуально.
2. Иметь план аттестаций.
3. При приеме на работу сообщать, и лучше всего, получать от сотрудника согласие на частичную оплату им самим его обучения (например, 50/50). Согласие или отказ сразу позволит увидеть мотивацию сотрудника на развитие и вклад в компанию.
4. До начала обучения, нацеленного на развитие навыков, проводить мотивационные программы и тестирование, с целью определения уровня компетенции и усиления мотивации на обучение.
5. Организовывать пост-тренинговое сопровождение и отслеживание применения новых технологий и подходов.
6. Отслеживать ключевые статистики, с привязкой к внедрению нового.

Для многих эти рекомендации покажутся слишком простыми. Однако стоит проверить состояние дел по перечисленным пунктам. Не поленитесь, результаты могут оказаться руководством к действию для повышения эффективности компании. Это то, что лежит на поверхности. Однако корни этого вопроса несколько глубже.

Как показывает практика, контекст создает конкретный человек. Владелец, наемный топ-менеджер, в общем, тот, кто непосредственно руководит компанией или подразделением, принимает решения и отдает распоряжения. И часто бывает так, что каждый руководитель формирует свой контекст, тогда для успеха компании необходимо прояснение и согласование контекста: подходов, принципов, ценностей, взглядов; на уровне руководства и дальнейшая трансляция его по цепочке подчиненных. В этот момент начинают работать не навыки и способности, а личные качества. Дисциплина, настойчивость, гибкость, вовлеченность, смелость - становятся ключевыми факторами успеха. И это фундамент не только вашего бизнеса, это фундамент вашей жизни, то, что стоит начинать создавать и тренировать, это - контекст!

Как это делать? С чего начать? Как соотносятся контекстное обучение и компетентностный подход с современным управлением и «контекст-менеджментом»? Вопросов больше чем ответов. Тот, кто найдет на практике ответы на эти вопросы, скорее всего тот и получит в преимущества в бизнесе.

Наши

тренеры


Алёна
Десятник
Более 200 программ за 15 лет работы в России и за рубежом.
Игорь
Десятник
Разработка и проведение авторских программ. Персональная работа с руководителями.
a33.jpg
Марина 
Менчикова
Педагог-психолог, специалист по психологии управления.
Наши

партнёры

Узнать о дате ближайшего тренинга или задать вопрос

+7 495 6-49-48-50
Регистрация в тренинги
БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Москва

Ближайших мероприятий нет.

Новосибирск

Ближайших мероприятий нет.

Хабаровск

Ближайших мероприятий нет.
ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ
Расписание
ПУБЛИКАЦИИ О ТРЕНИНГАХ

ТЕСТ ваша скрытая психологическая структура

Чтобы узнать скрытые моменты своей психологической структуры, проделайте следующее упражнение.
В идеале попросите кого-нибудь прочитать вам эти инструкции вслух и, не спеша, дайте подробные ответы. Чем больше деталей вы дадите, тем яснее и важнее будут следующие идеи. Если у вас нет никого, кого можно было бы попросить прочитать эти строки, то читайте по одному абзацу за раз и затем записывайте свои впечатления, или делайте пометки, по каждому из них. Крайне важно, чтобы вы не перескакивали через абзацы и не читали все сразу. Скорее всего, вас до некоторой степени удивят взгляды, которые вы имеете, не зная о них сознательно.

Читать далее...

УСТАНОВКИ

Социальная установка – это предрасположенность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, конкретным образом реагировать на какие-то события, оценивать людей, явления, действия или идеи, на основе имеющихся у него знаний, представлений, опыта.

Читать далее...

СПАСИБО, ЧТО ВЫ ВЫБРАЛИ «ОТКРЫТЫЙ МИР» ДЛЯ СВОЕГО РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Нас вдохновляет – быть причастными к успеху в жизни других людей!  И не просто быть причастными, а быть тем центром, благодаря которому этот успех происходит, становится реальностью. Мы благодарны всем, кто выбрал «Открытый мир» для своего развития и повышения эффективности своей жизни, а это уже более 10000 человек.

Читать далее...

все публикации...

Рейтинг@Mail.ru